Быть собою - почти искусство... (с) Хельга Эн-Кенти
... резко, на мой взгляд, высказалась доцент кафедры стилистики русского языка журфака МГУ Анастасия Николаева. Статья
Все же надо учитывать такие факторы:
1) а куда смотрели учителя, _нарушающие_ учебный план (по которому положены и сочинения, и диктанты, и чтение)
2) а сколько у нас по России "дутых" медалей? Которые давали не за знания, а просто потому, что больше некому? Сам в прошлом году такие аттестаты выдавал.
Хотя нельзя не согласиться с тем, что ЕГЭ по русскому составлен очень безграмотно (методически), не обеспечен в должной степени методматериалом (у нас весь город до сих пор не знает, что делать с обновленными критериями оценки С1) и частенько сдается не самостоятельно, а с помощью различного рода ухищрений. Вот с этим надо что-то делать. Иначе прогнозы сбудутЬся.
Все же надо учитывать такие факторы:
1) а куда смотрели учителя, _нарушающие_ учебный план (по которому положены и сочинения, и диктанты, и чтение)
2) а сколько у нас по России "дутых" медалей? Которые давали не за знания, а просто потому, что больше некому? Сам в прошлом году такие аттестаты выдавал.
Хотя нельзя не согласиться с тем, что ЕГЭ по русскому составлен очень безграмотно (методически), не обеспечен в должной степени методматериалом (у нас весь город до сих пор не знает, что делать с обновленными критериями оценки С1) и частенько сдается не самостоятельно, а с помощью различного рода ухищрений. Вот с этим надо что-то делать. Иначе прогнозы сбудутЬся.
И именно поэтому отменять егэ вообще не надо. Потому что только он заставляет подростков (не всех, но большинство) хоть как-то напрягаться и что-то учить. А тех, кто реально оценивает свои силы и понимает, что не сдаст егэ - идти в пту. где им и место.
Это не предположения. Это реальный опыт работы в школе с реальными подростками. И реальный выпуск 9 класса. Из которого в 10 остались 30% (и то двое лишних, до 11 не допущу!).
А воспитывать - надо. И если раньше меня пинали ногами, когда я пытался поправить кого-либо (а больше всего пинали за это как раз друзья), то теперь ко мне хотя бы прислушиваются. В диси-чате, например, где в основном школота сидит (это в данном случае определение уровня развития). Обижающихся -меньше. И это делает общественное мнение интернета. а мнение делаем мы. и чем больше мы будем ставить на вид таким вот - тем быстрее у них появится стимул "заглядывать в словарь".
Это моя имха... но эта моя имха звучала в том числе по областному радио и на конференциях в Москве. И в целом получила поддержку - в том числе моих преподавателей.
Когда я училась в 9-10 классах, моя преподавательница русского и литературы частенько болела и... поручала мне вести за неё занятия. Причём - не разово, а в течение недели-двух это могло продолжаться подряд, а однажды - почти месяц... Часов у неё, к счастью, было немного, но конспекты и планы занятий мне приходилось буквально грызть, плюс некий психологический фактор, когда, будучи девятиклассницей, ведёшь урок у этого "страшного, старшего" десятого, да ещё и боишься чего-то из их программы не знать - съедят ведь.
Не смотря на всё на это, я по сей день своей учительнице благодарна - за опыт какой-никакой, за подаренное ощущение ответственности, делавшее меня тогда взрослее, за полученные таким вот образом дополнительные знания не только по предмету... Но я сейчас именно об этом маленьком своём опыте, о своих тогдашних наблюдениях хочу сказать: когда в те времена кто-то по безграмотности делал у доски ошибку, над ним, порой, потешался весь класс, и... они представляли зачем, для чего нужен им русский язык, отдавали себе отчёт, что это пригодится, что без этого дальше - никуда, по меньшей мере. А теперь, как мне кажется, - сужу по бывшим одноклассникам сына и его рассказам о школе, по своим достаточно юным знакомым... безграмотность - совсем не порок. Попытки ткнуть носом в неё встречают жёсткий и часто агрессивный отпор. Изменилось само отношение, вот что тревожит. А ЕГЭ и муштра с галочками и недостающими буквами, как подготовка к нему, настолько способствуют такому отношению и усугубляют ситуацию, что, и вправду, страшно думать о том что мы получим на выходе через пять-шесть лет.
И... тут уже не то что поправлять, тут бить, жёстко высмеивать следует, на мой взгляд, потому что иначе в чувство не приведёшь, по моему. И... как их заинтересовать? Ведь на заинтересованности в эти их годы так многое держится.
Уффф... А у меня на дневнике одна моя старая знакомая, имеющая к упомянутому университету отношение, очень просила этот пост про "Через чюр" убрать, возмущённая донельзя. Ей, конечно, изнутри ситуации, виднее, но сижу вот сейчас и скриплю зубами...
безграмотность - совсем не порок. Попытки ткнуть носом в неё встречают жёсткий и часто агрессивный отпор. С этим никто не спорит. Ибо я это наблюдаю в классе каждый рабочий день. Я говорил про ситуацию в интернете, которая - хоть немного - стала лучше по сравнению с прошлым (хотя далека от идеала. очень)
А галочки - это весьма неграмотная подготовка к ЕГЭ. Я, например, заставляю орфографию прописывать всю и полностью, синтаксис - разбирать предложения и т. п. И только после полного разбора отвечать на вопрос егэ.
Тут другой фактор надо учитывать: а что было бы, если бы этого экзамена не было бы? Жуткая коррупция (она и сейчас есть, но егэ разгуляться учителям не дает), жуткое количество неоправданных совершенно оценок и т п. плюс полное отсутствие интереса у детей. абсолютно.
Сейчас хоть егэ держит. более-менее. хотя перерабатывать его нужно существенно, что верно, то верно.
С коррупцией же сталкиваюсь едва ли не постоянно, ибо работаю в административно-управленческом аппарате вуза и общаясь со студиозусами, иногда неволей оказываюсь в курсе того сколько стоит у них какой зачёт, сколько - экзамен, и как его бывает не сдать, если не внесёшь данную пошлину... Иногда даже складывается ощущение, что учиться на бюджетном - дороже. Так что, если бы ЕГЭ не было - платить в некоторых вузах всё равно пришлось бы, - и приходится, - причём немало. Единственные кто остаётся при таком раскладе неразгулявшимся, это, как ты сказал, школьные учителя, ибо даже у приёмной комиссии всё равно свои источники.
Да и, не все, далеко не все учителя поступают с подготовкой к ЕГЭ так, как ты - сколько народу жалуется, что идёт лишь муштра с галочками и пропущенными буквами в течение всего времени подготовки. Сыну, например, насколько помню, задавали, в основном, расставлять эти самые галки в прошлогодних заданиях - вот весь процесс. А когда он пошёл в университет на подготовительные курсы, то первое время, пока не привык, был едва ли не в шоке от того, что не только требования, но и методы и объём оказались абсолютно отличными от того, что дают в школе. Помню его фразу: "Не ходи я на подготовительные, не учись там, но знай школьную программу по русскому на отлично, я бы не поступил. Требуют совершенно другое!"
И, что мне кажется самым ущербным - есть Единый гос. экзамен, а единой программы обучения по стране нет. И как тут быть абитуриенту даже если тот хочет знать предмет, понимает зачем этот предмет нужен и искренне рвётся поступить в вуз!
Коррупция в ВУЗе - это отдельная тема. Я имел в виду коррупцию в школе, которая до ЕГЭ процветала бурным цветом (да и до сих пор никуда не делась). Так же, как и в ВУЗе, у многих учителей существовали расценки на отметки экзаменационные... И палтившие получали пятерки и медали, а не особо богатые, но умные - тройки. Слава Богу, это не повсеместная система (сам я с ней в школьные годы не сталкивался), но довольно частая. Своими глазами видел на практике и на примере своих учеников (частных).
А у меня дети жалуются, что я мало им задаю из ЕГЭ... ))
Надо его порасспросить насчет методов преподавания на курсах... авось что-нить полезное возьму на вооружение...
Вот-вот, я и про то. кто во что горазд! это очень печально...
Ну, думаю, что на ЕГЭ они поймут насколько это было "мало"! )
"у многих учителей существовали расценки на отметки экзаменационные... И палтившие получали пятерки и медали, а не особо богатые, но умные - тройки. Слава Богу, это не повсеместная система (сам я с ней в школьные годы не сталкивался), но довольно частая".
Да... ((( В мои школьные годы всё ограничивалось только показухой...
нам повезло!
Коррупция в школах говорит не только о том, что дети привыкают не сдавать экзамены или работы, но и о том, что учителя привыкают не учить, что намного паршивей.
Возможно, ситуация с ЕГЭ обстоит лучше, чем с нашей тестовой системой, но и мои одноклассники, ходившие на этот экзамен (в год нашего выпуска тесты сдавали по желанию и по желанию же засчитывали их вместо изложения), и младшие ребята, и даже проходившие этот тест преподаватели и учителя говорили, что "методом тыка" получают балл выше, чем заработав вывих мозга на почве филологии.
Задания составляются людьми, которые школы видят разве что по телевизору, что не может не аукнуться в результатах. Учебники разные не только в разных школах, но и у разных учителей, не говоря уже о методиках. Из репетиторов в фаворе те, кто за месяц-два учат решать тесты, а не гоняют по всему курсу полтора года.
В нашем случае ЕГЭ не дает знания предмета от слова совсем. И только увеличивает возможности для коррупции.