Пальчиковые игры для развития речи малышей 1-3 лет
Пальчиковые игры и развлечения - это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми раннего возраста, но и очень полезные упражнения для развития мелкой моторики рук. А вместе с этим, действиями пальчиками способствуют развитию речи малышей и их творческой деятельности. Учеными доказано: между двигательной системой человека и его речевой функцией существует тесная связь. Такая же связь установлена между конкретными движениями руками и речевым центром мозга. Значение развитой речи при воспитании ребенка очень велико - ведь именно за счет речи у малышей будет осуществляться общение с окружающим его миром, способствуяя его вхождению в коллектив, в социальную среду.
читать дальше
Дети раннего возраста обычно с удовольствием повторяют действия, которые видят. При регулярных занятиях мелкой моторикой рук словарный запас уже начинающего разговаривать малыша будет быстрее расти, быстрее будет закрепляться и правильное произношение слов.
Исследователями отмечено, что малыши, у которых лучше развита координация, быстрее осваивают речь, учатся рассказывать и пересказывать, что очень важно для успешного развития ребенка.
Потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковые игры, помогают научиться соблюдать темп речи, сделать ее выразительной - не монотонной, снижают психическое напряжение за счет получения удовольствия детишками от такой игры. Сопровождающие стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются, тренеруя тем самым его память.
Взрослому слова следует проговаривать четко и ритмично, а темп движений пальчиками не должен быть слишком быстрым. Подобные занятия должны проводиться в виде маленького театрального представления, что в свою очередь помимо быстрого освоения речи, развивает еще и воображение и фантазию маленького "актера".
Первые игровые задания могут состоять из простейших движений. В дальнейшем взрослый увлекает малыша, сам изобретая сказки и маленькие истории.
Можно начать знакомство малышей с пальчиковыми играми такими вот словами и далее дофантазировать самим любой сюжет: "Жила-была мама-ладошка и ее детки - пять веселых пальчиков..." При этом пальчики начинают сами "рассказывать" какую-либо историю, и каждый из них в ней играет свою роль и имеет свой тембр голоса.
Последовательность разучивания игр с детьми.
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам, сопровождая ее стихами.
2. Взрослый показывает игру, говорит стихи, при этом манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
3. Взрослый и ребенок стараюися выполнить движения игры одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает текст стихов.
4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребенок пытается самостоятельно выполнить движения и сказать слова (которые может), а взрослый подсказывет и помогает.
Все выполнения пальчиковых и ручных упражнений с детьми раннего (и не только!) возраста условно можно разделить на следующие группы:
1. Упражнения выполняются одним пальчиком или всей ладошкой, и учат ребенка последовательно то напрягать, то расслаблять мышцы и развивают умение некоторое время сохранять нужное положение одного или нескольких пальчиков. Здесь ребенок просто повторяет движения взрослого. К примеру, разучивание жестов "позови", "покажи", "погрози пальчиком", "посоли" и т.д.
2. Упражнения, которые учат действиям со всеми пальчиками поочередно. Эти упражнения заставляют последовательно сгибать и разгибать пальцы рук, идет освоение нескольких движений и у ребенка постепенно развивается умение переключаться с одного движения на другое.
3. Движения для пальчиков становятся более осмысленными, начинают отражать смысл и сюжет потешек или стихов. Совершенствуется координация движений двумя руками или во схеме "большой палец - остальные пальцы". Развивается точная координация движений.
Можно научить ребеночка с помощью пальчиков изображать различные предметы: смотреть в "бинокль" из пальчиков, говорить в "рупор", резать "ножницами". А также изображать зверюшек:зайчика, козу рогатую, котенка, птичку порхающую, изобразить, как кошка выпускает коготки.
Можно также познакомить детишек с таким видом пальчикового театра, как теневой театр, где сюжет строится на поведении силуэтов, отбрасываемых на стену ярким светом. В этом случае с помощью пальчиков-актеров складываются нужные фигуры, создающие облики героев сказки. Для этого нужна настольная лампа, которая будет отбрасывать свои лучи на стену, которая в свою очередь послужит экраном. Исполнители-актеры размещаются между лампой и стеной с одной стороны от лампы, а зрители - с другой стороны. Рассказывать сказки и показывать их действие будут руки взрослого, а со временем и ребенка (ближе к 3 годам).
Любимые игры моего сына, которому скоро будет 2 годика.
1. "Встретились котятки..." Поочередно соединяем пальчики обеих рук, сперва мизинчики, потом безымянные, потом средние и так далее. При этом приговариваем стихи:
Встретились котятки: "мяу-мяу-мяу!"
Встретились утятки: "кря-кря-кря!"
Встретились щенятки: "тяф-тяф-тяф!"
Встретились ежатки: "ф-ф-ф!"
Встретились коровки: "му-му-му! Какие мы рогатые, ну и ну!" В конце выпрямляем безымянный и указательный пальчики, как рожки.
2. "Зайчики-пальчики". Сначала кулачок сжат, потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулачок. При этом приговаривают:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайки погулять,
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять!
3. Игра " Домик". Одна ручка сжата в кулачок, и им стучим по расправленной ладони другой руки. Потом меняем руки и выполняем те же движения. Потом ставим один на другой оба кулачка. В конце соединяем ладошки в виде крыши. Приговариваем:
Молоточком постучу,
Гвоздики заколочу,
Буду строить дом-дом,
Буду жить я в нем, в нем!
4. Игра "Солнечный зайчик":
Человечки в лес пошли (шагаем пальчиками по столу),
Всего их было пять (поднять ладошки вверх, пальчики в стороны),
Солнечного зайчика хотели там поймать (хлопаем в ладошки),
Человечков было пять - будем мы их называть (поднять ладошки вверх, пальчики в стороны),
Перечисляем все пальчики по названию и при этом загибаем их.
Услышав шорох в лесу, испугались! (шевелим расправленными пальчиками),
А самый маленький, чудной (мизинчиком качаем из-стороны в сторону),
Ну кто бы мог сказать - солнечного зайчика быстро смог поймать!
На ладошку зайчика тихо посадил (раскрываем ладошку, разгибаем все пальчики),
Лучиками солнца землю осветил! (закрываем лицо ладошками, прячась от яркого солнца).
И таких вот веселых игр очень много, главное набраться терпения и научить своего ребенка получать удовольствие (но и определенные навыки, которые готовят руку к письму) от таких развлечений.
@темы:
(с) просторов сети для Маси